Нежить
Мнение, будто нежить появляется в мире исключительно с подачи некромага, ошибочно. Причиной появления нежити может служить проклятие, полученное еще при жизни или темная волшба. При известной доли везения и умения нежить может поднять шаман или ведьма. Появление нежити может также быть проявлением так называемой дикой волшбы - явления имеющего скорее стихийную, нежели рукотворную природу. Большинство нежити уязвимо к солнечному свету и храмовой магии. Нежить делится на телесную и бестелесную. Телесная нежить представляет собой тело, восставшее из мертвых. У бестелесной нежити нет тела, но есть тень, задержавшаяся в этом мире. Бестелесная нежить, как правило, намного опаснее.
Телесная нежить
Драугар (драугр)
Считается слабой нежитью. Сохраняет прежнее тело и часть памяти о себе. Вид драугара зависит от того, как он умер: с утопленника постоянно стекает вода, а на теле павшего бойца зияют раны. Драугары достаточно агрессивны. Они способны покидать кладбище, чтобы охотиться на мыслящих в его окрестностях, но утром возвращаются в свою могилу или прячутся от солнечного света. Оберегом от драугара хорошо служит рунический амулет. Драугры боятся святого слова, света, священников и их одежду. Руны нанесенные на могильные плиты, также предохраняют мертвых от превращения в драугара. Драугару не наносит вреда обычное оружие, но их с легкостью отправляет в могилу среднестатистический ведьмак или жрец. Драугры, поднятые с помощью магии, часто охраняют гробницы.
Мавка
Несмотря на то, что так иногда называют навей женского пола (что у самих навей считается крайне оскорбительным), к этой расе мавки никакого отношения не имеют. Согласно поверью, мавками становятся утопленницы, убившие себя сами или утопленные насильственно. Мавки худые и бледные, с длинными волосами и большими черными глазами без радужки и белка. Мавки избегают прямых солнечных лучей, но легко переносят рассеянный свет, поэтому часто обитают в лесах и на болотах. Мавки не обладают магией, но имеют невероятную физическую силу. Мавки убивают и поедают разумных, чаще мужчин. Мавки могут быть уничтожены обычным оружием (если мавку разрубить на куски и утопить). С Мавкой может справится обычный клирик, если проведет над ней обряд упокоения. Оберегами от мавки служит чеснок и полынь. Мавку можно задобрить, заставить не трогать себя, если подарить ей гребешок: она возьмет гребень и уйдет.
Упырь (гул)
Мертвец, бывший в прошлом еретиком, преступником, или умерший не своей смертью и не похороненный должным образом, может после смерти превратиться в упыря (гула). Эти существа ночью встают из своих могил и ходят по земле, ловят путников и пьют их кровь. Убитый упырем способен сам стать упырем. Упыри могут сбиваться в стаи и охотиться вместе. Признаками наличия в окрестностях упыря может служить засуха, падение скота. Упыри ненавидят петухов, не выносят их крика, поэтому душат при каждой возможности. Против упыря не действует обычное оружие – только из дерева. Упыри уязвимы также к огню и церковной магии.
Стрыга (Стрига, Стригой)
Бывший навь, чье тело после смерти не было предано сожжению. Сильная нежить. Вампир. Справится со стригой способен не всякий ведьмак или жрец. Стрига не боится солнечного света. Обереги от нее не помогают, только грамотно поставленный магический щит. Клириков стрига не боится, напротив, охотится за ними с особым цинизмом и удовольствием. Подробнее о стриге можно почитать в описании расы навей.
Лич (Алхун)
Нежить, которой некромант становится после или вместо смерти. Очень сильная нежить. Лича крайне трудно уничтожить, поскольку после того, как уничтожена его физическая сущность, часть сущности его продолжает жить в филактерии - артефакте, в который некромант еще при жизни заключает часть своей сущности. Личность лича может быть восстановлена его соратниками или рабами. Филактерий хранится отдельно от самого мага, и обычно хорошо охраняется, но такая предосторожность имеет и оборотную сторону: тот, кто завладеет филактерием, по сути, становится хозяином лича, и способен им повелевать.
Бестелесная нежить
Полтергейст
Бестелесный дух, не слишком опасный, владеющий телекинезом, проявляющий себя стуком и шумом, движением и возгоранием или обледенением предметов и т.д. Полтергейст, в отличие от призрака, привязан не к месту, а к мыслящему существу, часто ребенку. Говорят, полтергейсты рождаются из детской обиды. Полтергейст имеет стадии «взросления», при этом чем «старше» полтергейст, тем сложнее с ним справится. Молодые полтергейсты проявляют себя странными ощущениями и запахами, потом начинают «общаться» - стонут, издают различные шумы. После этого обретают возможность двигать предметы, вполне ощутимо прикасаться, закрывают и открывают двери и окна, зажигают свечи. Зрелые полтергейсты приобретают осмысленность – намеренно пугают или выражают свое недовольство, швыряются предметами. Агрессивные полтергейсты намеренно вредят – кусают, бьют, вызывают появление крови на стенах (часто надписи и символы), толкают и душат. С полтергейстами борются обычно младшие жрецы, так называемые, экзорцисты, но может извести полтергейста и ведьмак или ведьма.
Рэйф (Умертвие, Безмолвный страж)
Тень умершего, оставшаяся в мире, и блуждающая в нем. Рэйфы выглядят обычно как фигура, с ног до головы закутанная в серый или черный балахон с капюшоном (иногда это настоящая ткань, иногда морок) скрывающим лицо. Иногда из прорезей балахона торчат полупрозрачные костлявые и когтистые руки и ноги, иногда нет. Умертвие владеет телекинезом, и часто отличается пристрастием к красивым эффектам, что позволяет ему «носить» саваны и балахоны, а также таскать за собой книги, цепи, и прочие предметы. Часто можно видеть умертвию, плывущую по воздуху, облаченную в колышущийся саван, держащую в руках косу или лопату для копания могил, сопровождаемую несколькими плывущими за ней черепами. Умертвия обладают специфическим чувством юмора, и часто любят «поиграть», напугав жертву, и вволю погоняв ее по коридорам, прежде чем выпить из нее жизнь. Умертвия пьют не кровь, а именно жизненную силу. Умертвия любопытны, их можно заинтересовать беседой, вернее монологом, поскольку сами рэйфы совершенно безмолвны. В истории имелись случаи, когда какой-нибудь искатель сокровищ, случайно нарвавшийся на умертвие, умудрялся его заболтать до утра, или до появления подмоги. Уничтожить умертвию крайне сложно, тут требуется опытный ведьмак, а то и несколько, но иногда удается разжиться от нее оберегом (вещью, которая имела для рэйфы значение при жизни, которая может вызвать у нее приступ ностальгии и сентиментальные чувства). Умертвия часто поселяются в заброшенных могильниках, покинутых храмах. Считается, что Умертвию, с помощью сложного ритуала, можно приманить к месту, сделав идеальным стражем. Однако на подобное решаются немногие, поскольку рэйфы совершенно независимы и никаких хозяев не признают.
Фейри
Фейри – общее название для группы магических существ. Некоторые фейри разумны, некоторые обладают только подобием разума. Фейри не причисляются к мыслящим расам Ваарды, поскольку не имеют бессмертной души, как и нежить, не могут после смерти вернуться к Истоку, чтобы после – переродиться. Фейр подразделят на благой и неблагой дворы, по отношению к мыслящим расам. Фейри благого двора доброжелательны, или, хотя бы, нейтральны. К ним относятся феи, флини, мьюры и тому подобные. Фейри неблагого двора – злобны и пакостны, и никогда не упустят возможности навредить мыслящим. Фейры делятся также на диких и прирученных. Прирученные фейри, такие как мьюры, живут в тесном общении с мыслящими часто помогая им по хозяйству.
Фейри благого двора
Пикси
Иногда доставляют неприятности мыслящим, но не со зла, а по природе своего характера, поэтому относятся к благому двору. Пикси, как и большинство фейри – невелики ростом – примерно до колена взрослого человека. Они худые, с острыми ежиными мордочками и хитрыми глазками, с длинными ушами. На спине у пикси иголки, как у ежей, что позволяет им в случае опасности сворачиваться клубочком. Пикси озорны и игривы. Одна из их любимых забав - сбивать с дороги путников, используя для этого зачатки пространственной магии, однако они могут также и показать дорогу, особенно если им за это что-то подарить. Пикси крадут лошадей, особенно жеребят, и до изнеможения гоняют их по полям. Пикси часто ухаживают за заброшенными могилами, приносят на них цветы. Прирученные пикси охотно выполняют работу по дому, как мьюры. Правда, домашняя работа им быстро надоедает и они бросают ее при первом же удобном случае. Если пикси подарить новую одежду, он тут же ее натянет и заявит, что больше работать не будет. Пикси обожают красный и зеленый цвет, поэтому часто крадут или выпрашивают вещи окрашенные таким образом. Самый простой способ избавится от пикси – вывернуть куртку наизнанку. Хорошим оберегом от них является скут.
Лепреконы
Лучшие башмачники в Ваарде. Похожи на очень худых гномов, со светлой кожей, морщинистым личиком, ярко голубыми глазами и носом кнопкой. Как и все фейри, обожают носить зеленое и красное. Часто живут в городах и поселениях, рядом с мыслящими, но не приручаются. Заводят себе мастерскую и лавку, тачают и продают башмаки и туфли. За свой товар берут дорого, но оно того стоит.
Баньши
Баньши иногда путают с бестелесной нежитью. На самом деле они фейри. Баньши выглядят как человеческие женщины, как правило молодые и прекрасные, с распущенными волосами и сером платье или в саване. Баньши всегда печальны, редко заговаривают с мыслящими. Баньши – вечные плакальщицы. Они очень остро предчувствуют смерть. Бывают дикими и прирученными. Если дикая баньши приходит плакать под окна чьего-то дома, значит в доме скоро кто-то умрет. Прирученные баньши живут обычно в родовых поместьях какого-нибудь рода, в башне или в подвале. Ночами они бродят по коридорам и рассматривают картины умерших представителей рода, или долго и печально смотрят в окно или пространство. Прирученных баньши иногда пугаются гости, путая их с фамильными приведениями. Если прирученная баньши плачет – это предвещает скорую смерть кому-то из рода. Баньши могут петь. Обычно они поют по кому-то из умерших, и песня их прекрасна и печальна. Широко известен крик баньши – это их способность защитить себя, или навредить окружающим. Если баньши разозлить или напугать, она начинает кричать, и от ее крика вылетают стекла в окнах, стынет кровь в жилах, сковывает паралич, слабые сердцем могут даже умереть.
Фейри неблагого двора
Гхолл
Разновидность фейри неблагого двора. Выглядит как двух-трех летний ребенок, с серой кожей, большой головой и огромными черными глазами без радужки и белков, и с несколькими рядами бритвенно-острых зубов. Может передвигаться на двух или четырех конечностях. Когти на руках у гхоллов длинные и острые, что позволяет им разрывать могилы и вскрывать гробы, чтобы питаться мертвечиной. Гхоллы не только падальщики. При случае они не откажутся сожрать и живого мяса. Гхоллы псевдоразумны. Очень сообразительны. Свои умственные способности направляют на добычу пищи. Гхоллы селятся небольшими стаями без явной иерархии, реже в одиночку, вблизи погостов и кладбищ, где им проще добывать пищу. Гхоллы способны общаться между собой, издавая свист и чириканье, похожие на птичьи. Язык гхоллов переводу не поддается. Гхоллы способны также подражать чужой речи, воспроизводя слова и целые предложения, копируя интонации. Понимают ли гхоллы чужую речь – остается загадкой. Фейри неблагого двора, иногда воруют у нерасторопных мамаш детей, подменяя их гхоллами, и накладывая на этих существ чары личины. Если родители не догадываются о подмене, гхоллы дожидаются благоприятного момента, и во сне убивают приемных родителей, пожирая их. Поминать гхоллов некоторые суеверные разумные считают плохой приметой.
Волшебные твари
Общее название магических существ, имеющих родство и сходство более с животными, нежели с мыслящими существами. В эту категорию входят известные всем гарпии, единороги и т.д.
© Все представители бестиария - собирательные образы, адапрированные для мира Ваарды ГМ